Петербург – колыбель
Российского газа

Социальный проект
Ростральные колонны
Газовое наследие
Смотреть Экскурсию

Что делать, если времени совсем мало, а посмотреть красоты Петербурга очень хочется?

Ехать на стрелку Васильевского острова. Спуститься к самой воде, только не забыть тепло одеться. Здесь есть на что посмотреть. Заячий остров и Петропавловская крепость, Зимний дворец – Эрмитаж, мосты и сама красавица Нева.

Но если вы хотите увидеть один из самых красивых видов Питера, то нужно обернуться и посмотреть на ансамбль стрелки Васильевского острова.

Стрелкой называют острую оконечность острова: здесь Нева разделяется на два рукава. И это место было удобным для устройства порта. Да, сложно поверить, но буквально «в двух шагах» – напротив Зимнего дворца, где жила императорская семья, более ста лет располагался порт.

Сюда причаливали иностранные корабли и затем либо отправлялись по Неве далее к Ладожскому озеру, либо разгружались-загружались и уходили обратно в Балтийское море.

Недостроенная биржа Кваренги
Раскрашенная гравюра Дж. А. Аткинсон. 1802—1805 гг.

Но одного причала для порта мало: нужны ведь еще места для погрузки-разгрузки, здания для таможни, склады. Нужна и помощь кораблям в навигации.

Столица Российской империи во времена Петра, а позже Екатерины растет и хорошеет. К началу XIX века становится понятно, что комплекс порта должен соответствовать красотам Санкт-Петербурга.

За дело берется архитектор Тома де Томон. В результате его работы и появляется тот ансамбль, которым мы любуемся сейчас. Полукруглый сход к Неве, огромное фундаментальное здание биржи, здания таможни по бокам. Сейчас на бирже уже ничего не продают и не покупают. Здесь долгое время располагался Военно-морской музей, а теперь здание передано Эрмитажу и находится на реставрации.

Генеральный план стрелки Васильевского острова Архитектор Ж.Тома де Томон. 1805-1816 гг.

По обе стороны биржи, между ней и спуском к Неве, расположены две красные Ростральные колонны.

Архитектор Тома де Томон использовал античную традицию. В обновленном порту он хотел показать мощь и силу русского флота. Так появились две колонны, на которых закреплены ростры – символические, не настоящие, носовые части побежденных кораблей. Потому колонны и получили название – Ростральные.

Ростральные колонны выполняли еще одну функцию: наверху у них установлены огромные чаши, в которых зажигали огонь, так что можно было считать их гигантскими масляными фонарями. Они не только ярко освещали стрелку Васильевского острова, но и служили маяками для кораблей.

Вид порта и Биржи со стороны Невы
Раскрашенная гравюра В. В.Ческого по рисунку М.И. Шапошникова. 1817 г.

В конце XIX века, когда весь город захватывает электрическое освещение, была попытка установить на Ростральных колоннах, на высоте 32 метра, электрические фонари. Но это оказалось слишком сложно и дорого.

С развитием газификации Ленинграда в середине ХХ века к вершинам колонн был подведен газ. Порт давно «ушел» в другую часть острова, ближе к морю, но огни на Ростральных колоннах зажигают и в наше время, и светят они гораздо ярче масляных!

Огонь зажигают не каждый день, а по большим праздникам, например, на День города, День освобождения от блокады, День Победы.

И если в XIX веке масляные огни на Ростральных колоннах были небезопасными даже для пешеходов (говорят, что брызги раскаленного масла иногда падали на землю), то сейчас установлено безопасное газовое оборудование: поджиг происходит автоматически, без присутствия специалистов.

Социальный проект