Петербург – колыбель
Российского газа

Социальный проект
1914 — 1918. Удары войной и революцией
Исторические заметки

Первая Мировая война лишила российскую промышленность немецкого и польского угля. Из-за боевых действий отсутствовала возможность наладить в необходимых объемах поставки угля из Британии.

Потребности Москвы и всего Центрального промышленного района удовлетворял Донецкий угольный бассейн, но до Петрограда этот поток доходил лишь скудными ручейками.

В столичной промышленности начался топливный кризис, для ликвидации которого из представителей административных и предпринимательских структур было создано «Особое совещание по топливу», более известное под названием Осотоп.

Группа участников съезда по отоплению и освещению по окончании заседания. Фотография ателье Буллы. 1914

По видам топлива Осотоп разделялся на три секции: нефтяную, дровяную и угольную. Последнюю возглавлял известный химик Д. П. Коновалов, и она в наибольшей степени имела отношение к делам газовой отрасли.

Главной заменой углю на питерских предприятиях стал кокс, запасы которого имелись на многих предприятиях. Но поскольку получался он посредством прокаливания того же каменного угля (так называемое коксование), Осотоп производил его распределение жестко централизованно, и это не могло закрыть все потребности.

Механический транспортер кокса, допускающий механическую сортировку кокса на крупный и мелкий

В качестве альтернативного источника также планировалось использовать сланец, месторождения которого имелись в западной части Петроградской и соседней с ней Эстляндской губернии (современная Эстония). Были проведены геологические изыскания и разработаны технологии сжигания сланцев для производства искусственного газа, однако внедрить их в промышленное производство просто не успели из-за потрясений 1917–1921 годов.

Сожжение имперских символов на Невском проспекте у Аничкова дворца. Февраль 1917 года

После Февральской революции на смену Осотопу пришел составленный из гласных Городской думы и депутатов Петросовета Петроградский городской комитет по топливу, а руководство газовым хозяйством сосредоточилось в «Совете по управлению городскими электрическими и газовыми предприятиями и освещению Петрограда».

Заседание петроградского совета солдатских депутатов в зале Таврического дворца. 1917

Однако хаос, затронувший все сферы промышленности, привел в том числе и к снижению объемов производства искусственного газа. Причины этого носили не только экономический, но и политический характер.

Так, рабочие завода «Первого газового общества» постоянно требовали повышения заработной платы и сокращения рабочего дня, а также игнорировали все решения и призывы французских хозяев, заверявших в своих посланиях, что они приветствуют революцию, но «процветание и свобода не могут существовать без порядка и труда». При этом само правление заботилось исключительно о собственной прибыли, продавая имеющиеся на предприятия запасы кокса по спекулятивным ценам.

Продукция Русского акционерного общества «Газоаккумулятор». Фотография ателье Буллы. 1915

Пришедшие к власти в ноябре 1917 года большевики с такой хищнической практикой покончили, но полностью навести порядок не смогли, поскольку были озабочены проблемами собственного политического выживания.

Газовые предприятия еще работали и в 1917, и в 1918, и даже в 1919 годах, однако объемы их производства постоянно падали, стремясь к нулевой отметке.

Как приговор Петроградскому газовому хозяйству звучит написанное корявым неразборчивым почерком постановление Общего собрания рабочих «Первого газового завода» от 23 декабря 1918 года, в котором говорится о том, что «…рабочие и служащие постановили единогласно завод нацилизировать в народное хозяйство». Даже слово «национализировать» написали неправильно…

Мирная манифестация на Марсовом поле. Декабрь 1917 года

Процесс восстановления газового хозяйства Петрограда-Ленинграда начался в 1920-х –1930-х годах на основе сланцевого и коксового газа. Позже пришло время газа природного. И осуществить это восстановление в короткие сроки было бы невозможно без оставшегося с дореволюционной эпохи кадрового и технологического задела.

Санкт-Петербург при всех подъемах и спадах своего газового хозяйства стал настоящей «колыбелью» газовой отрасли России. Здесь получили образование и плодотворно работали едва ли не все сколько-нибудь значительные фигуры из числа ученых и инженеров, имевших отношение к газовой отрасли. Здесь находились головные офисы крупнейших компаний, разрабатывались новые технологии, выпускалось и реализовывалось газовое оборудование. Да и сам Петербург-Петроград вплоть до 1917 года стабильно оставался крупнейшим производителем и потребителем газа.

Не случайно именно в «образцовом социалистическом городе» Ленинграде появилось первое в СССР предприятие, отвечавшее одновременно за производство, транспортировку и распределение газа («Ленгаз»), по образцу которого начали создаваться предприятия и в других регионах.

После Великой Отечественной войны предприятия Ленинграда заняли почетную нишу разработчиков и производителей высокотехнологичного оборудования, использовавшегося при реализации крупнейших стратегических проектов. Совершенствовалась организационная структура городского газового хозяйства, и одновременно возрастала роль газа в топливно-энергетическом балансе города.

Прокладка магистральных трубопроводов по территории Ленинградской области, а также соседних республик и областей не только способствовала газификации самих этих регионов, но и определила роль Ленинграда как важнейшего транзитного узла единого топливно-энергетического комплекса СССР.

Уже в наше время во всей полноте выявилось транзитное значение Санкт-Петербурга и Ленинградской области как важнейшей зоны с точки зрения глобальной энергобезопасности.

Еще одной характерной чертой этого периода стало стратегическое партнерство между ПАО «Газпром» и Администрацией Санкт-Петербурга, вектор развития которого дает Северной столице реальный шанс стать еще и столицей газовой.

Социальный проект