В XIX веке газовая отрасль была отраслью инновационной. В основе ее лежали защищенные патентами изобретения – аппараты по производству и транспортировке газа, причем внедрение подобных разработок с созданием соответствующих технологий требовало серьезных вложений. Отсюда возникла потребность искать баланс между необходимостью обеспечивать условия для конкуренции и стремлением привлечь инвесторов, посулив им преимущество в виде монопольного положения на рынке.
В эпоху «великих реформ» Александра II царское правительство предпочитало поддерживать конкуренцию, что привело к появлению в столице империи новых газовых компаний.
10 октября 1858 года с благословения Городской думы было учреждено «Общество столичного освещения» (известное также как «Второе газовое общество»), получившее еще «не освоенные» в плане газового освещения территории Левобережья Невы и Васильевский остров. Учредителями компании стали чиновники-предприниматели братья Мясниковы, а также известный в придворных сферах граф А. П. Шувалов. Полученные от продажи акций четыре миллиона рублей дали возможность в течение последующего десятилетия установить 7005 новых газовых фонарей и осуществить постройку нового газового завода.
Участок под предприятие был выделен на берегу Обводного канала (ныне дом № 94). В роли главного архитектора проекта выступил первый директор Института гражданских инженеров, профессор Академии художеств Р. Б. Бернгард.
Заводской комплекс включал в себя четыре газгольдера для хранения светильного газа, несколько производственных зданий и одно административное, в которых трудились около 300 рабочих и служащих. Это предприятие по производству искусственного газа стало крупнейшим в Санкт-Петербурге, да и во всей Российской империи, а потому было известно современникам под именем «Главного газового завода». В самые благополучные периоды здесь производилось около 18 млн куб. м газа в год.
Еще один завод строили с 1862 года на Васильевском острове, на углу Косой и 27-й линий (сейчас – территория Балтийского завода) по проекту архитектора О. Е. Крелля. По окончательном завершении работ завод обслуживало 48 сотрудников, и выдавал он около 5 млн куб. м газа в год.
Третий завод «Общества столичного освещения» начали возводить в 1860 году на Левашовском проспекте и построили только к середине 1870-х. Тогда же появился и четвертый, расположившийся на территории Медико-Хирургической академии и имевший два газгольдера диаметром по 17 м каждый.
Если прибавить к четырем газовым заводам «Общества столичного освещения» старый завод «Общества 1835 года», то в середине 1870-х годов общее количество производимого на этих пяти предприятиях газа составляло около 30 млн куб. м в год, что позволяло считать Санкт-Петербург самым газифицированным городом империи. В столице сформировалась разветвленная газовая сеть из магистральных труб, регуляторов давления и газгольдеров, компенсирующих суточную неравномерность потребления газа.
В 1864 году Петербургской Городской управой было выдано свидетельство «О предоставлении губернаторскому механику Гутману права ухода за газовыми фонарями», что означало появление первой собственно эксплуатационной газовой организации.
Надзор за работой газовых предприятий со стороны властей осуществляла созданная в 1866 году при Городской думе «осветительная» комиссия.
Определенную конкуренцию газу составило керосиновое освещение, пришедшее на смену масляному и спирто-скипидарному и преобладавшее в пролетарских районах Санкт-Петербурга. Прокладывать газопроводы в рабочие кварталы Первое и Второе общества считали экономически нерентабельным, предпочитая более респектабельный центр Санкт-Петербурга. Однако к 1880-м годам коммерческая стратегия изменилась, и за клиента стали бороться с большим упорством.
В 1885 году в Санкт-Петербурге было образовано «Общество для освещения Петербургской и Выборгской частей», взявшееся газифицировать именно промышленные районы столицы и именовавшееся в обиходе «Третьим газовым обществом».
Параллельно на многих крупных столичных заводах, фабриках и даже полукустарных мануфактурах также появлялись небольшие установки по производству газа, там самостоятельно устанавливали фонари, прокладывали магистрали. Многие потенциальные потребители начали отказываться от услуг естественных монополистов, предпочитая делать ставку на «внутренние резервы».
Газовые компании возникали по всей европейской части империи, главным образом в регионах с самым интенсивным промышленным производством.
В Москве к 1882 году количество газовых светильников достигло 10 тысяч и продолжало увеличиваться, причем московское газовое хозяйство работало в основном на каменном угле, импортируемом из Англии. Такая ситуация вынуждала искать новые источники для получения топлива и стимулировала освоение угольных ресурсов Донецкого бассейна. Пока же возрастающие потребности в топливе удовлетворяли за счет поставок из Германии и российской части Польши.
Газовая отрасль становилась важной частью топливно-энергетического комплекса Российской империи. Но, еще не окрепнув в достаточной степени, ей пришлось вступить в борьбу с новым конкурентом – электричеством.