Петербург – колыбель
Российского газа

Социальный проект
1885 — 1914. Газ против электричества
Исторические заметки

Летом 1873 года на Одесской улице были проведены опыты по освещению улиц лампами Н. П. Лодыгина. С этого момента началось победное и набирающее все большие темпы «нашествие» электрических фонарей на улицы Санкт-Петербурга.

В 1876 году Н. П. Яблочков изобрел лампу накаливания, а в 1879-м начались масштабные работы по внедрению нового вида освещения.

Электрические фонари установили на Дворцовом мосту, на площади у памятника Екатерине II и Литейном мосту. Поскольку районы города уже были поделены между газовыми и керосиновыми компаниями, чаще всего объектами, на которых использовалось электрическое освещение, становились находившиеся на «границах» между районами мосты через реки и каналы.

Екатерининский сад и Александринский театр. Фотография ателье Буллы. 1900-е (Здесь были установлены одни из первых электрических фонарей в Петербурге).

Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, газовые компании шли по пути усовершенствования горелки и уменьшения потребления газа. Внедрялись в производство новые виды оборудования с большим уровнем энергоэффективности и энергосбережения. Поистине эпохальным для сферы уличного освещения событием стало внедрение горелки австрийского инженера Ауэра. Все более широкое распространение получало отопительное и бытовое газовое оборудование – колонки для нагревания воды, газовые камины, плиты, утюги, щипцы для завивки волос.

Фрагмент схемы газового фонаря с ординарной горелкой Ауэра из инструкции по эксплуатации газовых фонарей

В 1884 году должность старшего техника при столичной Осветительной комиссии занял брат первого директора государственного банка Российской империи С. И. Ламанский. Один из активнейших членов Императорского Российского технического общества (ИРТО), он приобрел известность и как автор целого ряда научных статей и обобщающих исследований по проблемам газовой отрасли.

В значительной степени по его инициативе и при его активном участии в 1887 году в петербургском Соляном городке ИРТО организовало Всероссийскую выставку предметов освещения и нефтяного производства. По ее итогам исследователю К. Ф. Рейну удалось собрать первые достаточно полные данные о тогдашнем состоянии газовой отрасли.

Всего на тот момент в России существовало 210 заводов по производству искусственного газа, работавших в подавляющем большинстве на нефти и нефтяных остатках либо каменном угле, в редких случаях – на дереве или другой органике.

Приборы для получения нефтяного газа

Среди регионов бесспорно лидировали Петербург и Петербургская губерния (46 заводов). На втором месте находилась Владимирская губерния (28 заводов), что объяснялось обилием перешедших на газовое самообеспечение предприятий легкой промышленности. Москва занимала только четвертое место (20 заводов), уступая Царству Польскому (27 заводов). В столице до 70% всего производимого светильного газа приходилось на шесть заводов Первого, Второго и Третьего газовых обществ.

Николаевский мост. Фотоателье Буллы. 1890-е

Выставка в Соляном городке ознаменовала своего рода начало заката дореволюционной газовой отрасли.

Годом ранее Министерство двора Российской империи по согласованию с царем Александром III приняло решение о замене стоявших вокруг Зимнего дворца газовых фонарей на электрические. Если брать количественные показатели, это решение почти не влияло на существовавший энергобаланс Санкт-Петербурга. Но тем самым власть словно подавала обществу и бизнесу сигнал относительно того, какой именно вид освещения она считает более перспективным. И в том же 1886 году столичной Городской думой была составлена «Сравнительная ведомость стоимости газового и электрического освещения улиц», из материалов которой следовало, что электричество побеждает.

Император Александр III. Фотография ателье «Левицкий и сын». Конец 1880-начало 1890-х годов.

Постепенное отступление газа в сфере уличного освещения и сокращение общих объемов его производства продолжалось в столице до самого начала Первой Мировой войны, но не носило обвального характера. При этом востребованность газа в жилищно-бытовом секторе, напротив, росла. Открывались новые сферы его применения в промышленности – такие как газомоторы и сварка.

Демонстрация газовой резки металлов на Первой Международной воздухоплавательной выставке. Фотограф К.К. Булла. Апрель 1911 года.

Производимый на газовых заводах газ использовался для наполнения оболочек воздушных шаров и баллонов аэростатов, причем в большинстве случаев смесь имела следующий, считавшийся оптимальным, состав: водород 50%, окись углерода 40%, углекислота 5%, азот 4,5%, кислород 0,5%.

Наполнение газом оболочки воздушного шара «К01» на территории Главного газового завода. Фотография ателье Буллы. 1914

Развивая новые направления, «Первое газовое общество» ушло с рынка уличного освещения. Постепенно контрольный пакет акций предприятия сосредоточился в руках французских инвесторов.

Группа членов Правления Общества столичного освещения. Фотограф К.К. Булла. 1900-е

«Второе газовое общество» после окончания в 1908 году срока выданной ему ранее на 50 лет «привилегии» перешло в собственность города и находилось в ведении специально созданного Управления городскими газовыми заводами. Указания этой структуры выполняло и «Общество освещения Петербургской и Выборгской частей», финансовая стабильность которого целиком зависела от муниципальных заказов.

По данным на 1 января 1913 года, в столице империи имелось:

«3238 абонента для освещения;
129 для технического газа;
42 для электричества;
141 для домашнего обихода.
Всего 3550 абонентов».

В квартирах горожан насчитывалось 10 000 газовых плит и 2000 водонагревателей.

Протяженность газовых магистралей достигла 469 верст (500 км), четыре газовых завода вырабатывали примерно 82 тыс. куб. м газа в сутки.

 

Социальный проект