Петербург – колыбель
Российского газа

Социальный проект
1837 — 1858. Первые шаги газификации
Исторические заметки

Осенью 1837 года, опасаясь возможных аварий, Николай I приказал перенести еще не построенный газовый завод в «более соответствующее целям» место – в так называемую Каретную часть.

«Общество освещения газом Санкт-Петербурга» получило финансовую компенсацию и в марте 1839 года запустило предприятие, расположившееся у Старой Московской заставы в доме № 68 по Забалканскому проспекту возле Обводного канала. В наиболее удачные периоды здесь вырабатывалось до 4,5 млн куб. м газа в год.

Въезд в Санкт-Петербург у Московской заставы. Гравюра Гоберта по рисунку А.М. Горностаева. 1834

Завод «Общества освещения газом Санкт-Петербурга» представлял собой длинное прямоугольное сооружение (архитектор А. М. Болотов), в котором размещалось шесть цилиндрических газгольдеров, каждый диаметром 12,3 м.

Устройство газгольдера в разрезе. Принципиально газгольдер — клепаный железный колокол, опускающийся в бассейн с водой

Производство газа осуществлялось путем нагревания каменного угля в ретортах (больших металлических или глиняных полых сосудах), из которых газ поступал на хранение в газгольдеры, где подвергался очистке.

Магистрали, отходившие от газового завода, представляли собой чугунные газопроводы диаметром от 600 до 900 мм, причем давление в них регулировалось непосредственно с предприятия.

27 сентября 1839 года на участке Невского проспекта от Дворцовой площади до Аничкова моста вместо 215 масляных фонарей были зажжены 204 газовых фонаря новой конструкции.

Аничков мост. Цветная литография Ж.Л. Жакотте и Г.Л.П. Регаме по оригиналу И.И. Шарлеманя. 1850-е

Изготовлением фонарных столбов первоначально занимался завод Берда, сами фонари поставлял мещанин Чуркин. Продолжительность осветительного сезона определялась с 1 августа до начала «белых ночей» следующего года.

В дальнейшем подрядчики часто менялись, поскольку заказы на оборудование разыгрывались в формате тендеров.

Для устройства газового освещения внутри здания в качестве труб часто использовались бракованные ружейные стволы, поставляемые с казенных военных заводов.

Обслуживание уличных фонарей осуществляли фонарщики, в функции которых входило протирание стекол, зажигание и гашение, установка и съем горелки, а также ввинчивание металлических колпачков в газопроводные трубки по наступлении «белых ночей» и съем колпачков по их окончании. Зажигать и гасить газовое пламя можно было и без лестницы, используя длинную палку с крюком и небольшой масляной лампой сверху. Лампа была защищена металлической оправой с отверстиями. Подойдя к фонарю, фонарщик поворачивал ключом кран газопровода и подносил горящую лампу к горелке.

Фонарщик. Акварель М. Андреева. 1902

Объем работ по газификации увеличивался. Если за 1842/1843 операционный год было реализовано 15,8 млн куб. футов газа, то за 1857/1858 год – в 3,3 раза больше: 52,7 млн куб. футов.

Более активно использовался газ и в частном секторе. В 1840 году городских и частных горелок насчитывалось 938, а в 1850 году их количество выросло до 10 361.

К 1851 году в активе «Общества…» был весьма внушительный список реализованных проектов по устройству газового освещения на всей территории комплекса Дворцовой площади, в том числе в главной императорской резиденции – Зимнем дворце, Эрмитаже и Главном штабе. Блистали огнями Дворцовая набережная, Лиговский канал, Мойка, Зимняя канавка, Благовещенская, Казанская, Сенная и Знаменская площади, а также мосты – Николаевский, Эрмитажный, Синий, Красный, Полицейский, Обуховский, Аничков, Московский.

План центральных районов Санкт-Петербурга, с указанием существующих и планируемых газовых магистралей. Составлен Обществом освещения газом Санкт-Петербурга. 1842

Помимо Санкт-Петербурга, в первой половине 1840-х годов газовое освещение появилось еще в двух городах империи – Варшаве и Гельсингфорсе (Хельсинки), центрах двух весьма специфических национальных окраин – Царства Польского и Великого княжества Финляндского.

А 15 марта 1848 года первые газовые фонари установили на Дворцовой площади и Армянском базаре главного административного центра Закавказья – Тифлиса. 1 ноября 1850 года 24 газовых фонаря на столбах в центре города осветили одесские улицы.

В Москве в 1850-х годах функционировало несколько небольших установок, которые производили газ, после чего его реализовывали потребителям в малых баллонах. Можно предположить, что впервые сходные технологии были опробованы еще в Санкт-Петербурге, в период работы «Товарищества для освещения переносным и несжатым газом», однако документальных подтверждений этому пока не выявлено. В Москве же факт появления компании, работающей по этой технологии, документально зафиксирован только в 1859 году, когда было зарегистрировано «Общество сжатого газа».

Москва. Панорама Кремля и Замоскворечья от Тайницкой башни. Фрагмент литографии Ф. Бенуа и Обрена по рисунку Д.С. Индейцева. 1850-е

Начавшаяся в 1853 году Крымская война привела к серьезному ухудшению общей экономической ситуации, что, конечно же, не могло не отразиться и на положении первой в России газовой компании.

Разрыв с Англией означал прекращение поставок кардиффского угля и вынудил «Общество 1835 года» (как его стали называть) переоборудовать производственные мощности своего завода для получения светильного газа из «масла и дерева». Как следствие, именно из-за нехватки средств компании пришлось отказаться и от прокладки трубопровода под Лиговским каналом, и от запланированной газификации Васильевского острова.

Невский проспект. Литография по оригиналу И.И. Шарлеманя. 1850-е

В 1854 году Правление приняло решение о полном отказе от проведения работ по наружному освещению и переключилось на внутреннее освещение зданий, а в последующем – на установку газовых плит и водонагревателей. И даже закончившаяся в 1856 году Крымская война, возобновление поставок угля из Великобритании и очередной экономический подъем не заставили изменить это решение.

Таким образом, значительная часть рынка фактически освобождалась «Обществом освещения газом Санкт-Петербурга», которое вскоре стали называть просто «Обществом 1835 года», или «Первым газовым обществом».

Почему первым? Потому что вскоре появились второе и третье.

Социальный проект