К концу правления Петра I (1725 год) в Санкт-Петербурге, населенном примерно 30 тысячами жителей, было установлено около 600 масляных фонарей.
К 1811 году количество жителей в столице Российской империи увеличилось более чем в 10 раз, и проблема освещения городских улиц и площадей стояла довольно остро. По мнению городских властей, недостатками как масляных, так и появившихся позже спиртовых фонарей были их высокая стоимость и недоказуемость того, что осветительные материалы шли всецело по назначению.
Между тем, в Англии и Франции приступили к реализации первых проектов газового освещения. В 1792 году Уильям Мердок сконструировал аппарат, вырабатывавший для этой цели искусственный газ из каменного угля, и организовал освещение в своем собственном доме в Редруте (район Лондона), а также на машиностроительной фабрике в Бирмингеме.
По другую сторону Ла-Манша французский инженер Филипп Лебон в 1799 году получил патент на созданную им установку для извлечения светильного газа путем сухой перегонки дерева, назвав свой аппарат «термолампом», то есть «теплосветом». Но историю мировой газовой отрасли принято отсчитывать с 1806 года, когда газом была освещена Пэлл Мэлл – одна из центральных улиц Лондона.
В 1810 году Министерство коммерции Российской империи попыталось приобрести у наследников Лебона права на использование его изобретения в России. Переговоры закончились неудачей, но чиновник, работавший над переводом связанной с этим приобретением технической документации, задумал создать собственную установку. Звали его Петр Григорьевич Соболевский (1782–1841).
Его компаньоном стал некий отставной поручик д’Оррер, роль которого в создании аппарата пока еще точно не исследована. Изобретенный ими термоламп, подобно своему французскому прототипу, работал на полученном сухой перегонкой дерева светильном газе, но имел более совершенную конструкцию и состоял из двух печей с двумя действующими попеременно цилиндрами.
О создании аппарата сообщалось в газете «Северная почта», а 5 декабря 1811 года, после презентации своего проекта, Соболевский был избран действительным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
12 января 1812 года императорским указом оба изобретателя были награждены орденами св. Владимира 4-й степени «за попечения и труды, с коими произвели в действие устроение термолампа, доселе в России не существовавшего».
Предложенный Соболевским проект организации газового освещения на Адмиралтейском бульваре Санкт-Петербурга был утвержден Александром I, приказавшим выделить из государственной казны необходимую сумму.
23 мая 1813 года около 22 часов те, кто прогуливался вблизи Адмиралтейского бульвара, увидели, как установленные на нем фонари вспыхивали необычным синеватым светом, а буквально через 2–3 минуты начинали гореть ровным белым пламенем. Так петербуржцам впервые было продемонстрировано уличное газовое освещение.
Зрелище оказалось достаточно необычным, хотя и менее эффектным, чем ожидалось, поскольку вместо 100 фонарей газ был подведен только к тем 50, которые располагались на более удаленной от Невы стороне бульвара. Из этих 50, в свою очередь, сразу же зажглись и стабильно горели лишь 23 фонаря, расположенные ближе к лаборатории, еще 10, вспыхнув, потухли, но «после производства необходимых работ» зажглись снова. Остальные так и не заработали.
Испытания проводились еще 13 раз – последние состоялись 20 февраля 1814 года. Независимо друг от друга на испытаниях побывали и два столичных градоначальника – генерал-губернатор С. К. Вязьмитинов и генерал-полицмейстер И. С. Горголи.
Замкнутая на термолампе система работала, однако взять на себя ответственность и вынести однозначное заключение по вопросу о том, оправдывает ли себя газовое освещение Адмиралтейского бульвара с финансовой точки зрения, члены комиссии так и не решились.
Увязнув в бюрократическом «болоте», Соболевский попытался реализовать другой свой проект, создав на Монетном дворе работающую по принципу термолампа печь для производства из дров кокса («угольев»), а также «смолы или дегтя». Однако энергоэффективность первой функционирующей на газе промышленной установки оказалось недостаточной, что объяснялось целым рядом технических дефектов.
Разочарованный Соболевский покинул Санкт-Петербург и отправился в Пермский край работать инженером на заводах предпринимателя-аристократа князя Всеволода Андреевича Всеволожского.
Свой третий термоламп Соболевский создал к марту 1816 года на Пожевском металлургическом и металлообрабатывающем заводе. Однако из-за ссоры со Всеволожским ему снова пришлось сменить место работы и перейти механиком на казенный Камско-Воткинский завод.
Позже, в 1822–1823 годах, по чертежам Соболевского и по распоряжению Всеволожского в принадлежавшем князю имении «Рябово», расположенном в 11 км от Санкт-Петербурга, был построен еще один термоламп, использовавшийся для освещения усадьбы и отопления, находившихся в ней оранжерей. По сути, речь шла о первом в России частном аппарате для производства искусственного газа и о первом связанном с газом проекте, реализованном за пределами Санкт-Петербурга (в данном случае в Санкт-Петербургской губернии – нынешней Ленинградской области).
В 1826 году Соболевский вернулся в Санкт-Петербург и до конца жизни занимал должность управляющего Соединенной лабораторией Горного кадетского корпуса и департамента горных и соляных дел. Созданные им технологии обработки платины принесли ему широкую известность, однако главное изобретение выдающегося инженера – термоламп – в полной мере было оценено только в начале XXI века.